ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ГЕОГРАФИЯ"
1Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
3. Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить:
сформированность
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся,
российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и
сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных
реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью
проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
"География" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
географии должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
"Россия в мире" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения
интегрированного учебного предмета "Россия в мире" должны отражать:
1) сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе
знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте
мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
3) сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России,
понимания ее прошлого и настоящего;
4) сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального
российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
5) сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической
информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
6) сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших
в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических
процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
7) сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
8) сформированность представлений об особенностях современного глобального общества,
информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
9) сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе
источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного
анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.
В результате изучения учебного предмета «География»:
выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств. Изучение предметной области
Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной,
этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги
этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция
населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство.
Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Изменение
отраслевой
структуры. География
основных
отраслей
производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные
отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития
Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.
Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ
1. Описание политико-географического положения страны
2. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов
3. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка,
анализ и представление ее в графической и картографической форме
4. Характеристика населения одной из стран мира по плану
5. Определение стран – лидеров в различных отраслях машиностроения
6. Определение и характеристика мировой транспортной структуры
7. Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы
8. Классификация стран зарубежной Азии
9. Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной
10.
Составление картосхемы международных экономических связей Японии
11.
Составление картосхемы международных экономических связей Австралии
12.
Составление прогноза экономического развития стран Африки
13.
Сравнение двух макрорегионов США
14.
Составление программы освоения территории Канады
15.
Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки
16.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического
геоэкономического положения России, тенденция их возможного развития
17.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой
промышленной продукции
18.
Классификация стран зарубежной Азии
19.
Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной
20.
Составление картосхемы международных экономических связей Японии
21.
Составление картосхемы международных экономических связей Австралии
22.
Составление прогноза экономического развития стран Африки
23.
Сравнение двух макрорегионов США
24.
Составление программы освоения территории Канады
25.
Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки
26.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического
геоэкономического положения России, тенденция их возможного развития
27.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой
промышленной продукции
Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Введение. Что изучает социально-экономическая география мира
Современная политическая карта мира -5 ч.
Мировое сообщество–общая картина мира. Многообразие стран современного мира
Международные отношения, современная политическая карта мира и её изменения.
Разнообразие стран по уровню социально-экономического развития.
Государственный строй стран мира.
Политическая география. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
География природных ресурсов – 7 ч.
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование
Минеральные, земельные , водные и биологические ресурс
Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды, техногенные и иные изменения окружающей
среды. Пути решения экологических проблем.
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Особо охраняемые территории и
объекты всемирного культурного наследия
Население мира – 5 ч.
Численность, воспроизводство и динамика населения. Демографическая политика
Поло – возрастной и национальный состав (структура ) населения мира. География рынка
труда и занятости.
Размещение и плотность населения. Миграции населения.
Этнический и религиозный состав. Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов.
Закономерности расселения Городское и сельское население. Урбанизация.
НТР и Мировое хозяйство – 6 ч.
НТР и Мировое хозяйство.
НТР. Характерные черты и составные части
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. МГРТ. Изменение
отраслевой структуры хозяйства.
Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. Мировая торговля и туризм
Факторы размещения
Ведущие страны-экспортёры основных видов продукции. География мировых валютнофинансовых отношений.
География отраслей мирового хозяйства – 10 ч.
География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая,
угольная промышленность мира).
Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чёрная и цветная
металлургия.
Машиностроение. Химическая промышленность.
Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда
Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний.
География сельского хозяйства и рыболовства. Растениеводство.
Животноводство мира
География транспорта.
Развитие сферы услуг
Международные экономические отношения. Географические аспекты глобализации.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тематическое планирование
11 класс (34 часа)
Темы (количество часов). Темы уроков
Зарубежная Европа. 5ч.
Общая характеристика зарубежной Европы. Особенности ЭГП Европы, истории открытия
и освоения. Практическая работа1.
Природно-ресурсный потенциал европейских стран.
Население и хозяйство стран зарубежной Европы
Характеристика субрегионов Европы
Сравнение двух стран зарубежной Европы. П/р №8 Сравнительная характеристика
двух стран зарубежной Европы
Зарубежная Азия и Австралия. 7ч.
Население азиатских стран. Хозяйство.
Практическая работа №1: «Составление сравнительной экономико- геграфической характеристики
двух стран «большой семёрки».
Китай. ЭГП, ресурсы. Промышленность Китая.
ЭГП и население Японии. Хозяйство Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Практическая работа №2: «Отражение на
картосхеме международных связей Японии»
Экономико-географическая характеристика Индии.
Австралия. Практическая работа № 3 «Составление картосхемы, отражающей международные
экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата».
Африка. 4ч.
«Визитная карточка» региона. ЭГП. Хозяйство. Население.
Природные ресурсы Африки.
Субрегионы Африки.
Сравнительная характеристика стран Африки.
Северная Америка. 6ч.
Общая характеристика США. ЭГП. Население.
Территориальная структура США. Практическая работа № 4 «Составление картосхемы районов
загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей
решения экологических проблем».
Хозяйство США.
Макрорегионы США.
США как высокоразвитое государство.
Экономико-географическая характеристика Канады. Практическая работа № 5.
Латинская Америка. 5ч.
Общая характеристика стран Латинской Америки.
Самостоятельная работа. ЭГП стран Латинской Америки. Население.
Хозяйство региона.
Экономико-географическая характеристика Бразилии.
Экономико-географическая характеристика Аргентины и Мексики.
Россия в современном мире.5ч.
Россия на политической карте мира.
Место России в мировой политике, в мировом природно - ресурсном и людском
потенциале и в мировом хозяйстве
География экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач
развития России.
Глобальные проблемы человечества. 3ч.
Глобальные проблемы и гипотезы. Проблемы экологические, демографические, энергетические,
сырьевые.
Проблемы продовольствия, использования МО и освоения космоса. Взаимосвязь глобальных
проблем. Самостоятельная работа по теме.
4. Тематическое планирование с учётом программы воспитания.
Рабочая программа составлена с учётом модуля «Школьный урок», в котором
представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного
потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды
работ:
1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, урокиисследования, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную
обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению
знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока.
3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям,
людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
4. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности
обучающихся..
5. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но
и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и
последующего его обсуждения.
6. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:
технология присоединения;
технология развития целостного восприятия и мышления;
технология развития чувствования;
технология развития мотивации;
технология развития личности;
технология развития группы;
технология развития ресурса успеха.
Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания,
когда
одновременно
работают
пять
аспектов:
содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием превращения
обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;
развитию эффективного общения;
развитию управленческих способностей;
формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;
приобретению социокультурного опыта.
№
1
2
3
4
5
Наименование темы
Современная
политическая карта
мира
География
природных ресурсов
Население мира
НТР и Мировое
хозяйство
География отраслей
мирового хозяйства
Ко-во
часов
5
7
5
6
10
Ключевые вопросы воспитания
10 класс
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности
в географических знаниях;
- формирование отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности
- формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим
народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде
1
2
3
4
5
6
7
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия и
Австралия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Россия в
современном мире
Глобальные
проблемы
человечества
5
7
4
6
5
5
3
11 класс
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности
в географических знаниях;
- формирование отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности
- формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим
народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)