Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий ООО МБВ(С)ОУ В(С)ОШ №185.pdf

Мониторинг универсальных учебных действий в рамках
компетентностного подхода
Описание материала: Для реализации компетентностного подхода в
образовании необходима опора на психолого-педагогическое сопровождение.
Вашему вниманию предлагается разработка в рамках педагогического совета
как
представление
работы
педагога-психолога
по
оцениванию
сформированности УУД у обучающихся на ступени основного общего
образования.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим на ступени
основного общего образования (5-9 класс), педагогам-психологам.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся
является одной из главных задач для повышения качества образования.
В данном материале обобщены основные понятия, представлен
инструментарий "Банк психологических методик", рекомендованный для
проведения мониторинга УУД педагогами-психологами на протяжении всего
обучения учащихся на ступени основного общего образования. А также
разработаны рекомендации для педагогов по развитию универсальных
учебных действий обучающихся.
В настоящее время одним из приоритетов развития России является
образование, причем качественное образование.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говорится, что школа
должна ребенка :
«научить учиться»- учить учиться,
«научить жить»- учение для бытия,
«научить жить вместе»- учение для совместной жизни,
«научить работать и зарабатывать» - учение для труда.
Работа современной школы постепенно меняет наше представление о том,
каким должно быть содержание образования и его результат.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся
является одной из главных задач для повышения качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования вносит коррективы в традиционную систему оценивания
учебных достижений обучающихся. Перед школой остро встала проблема
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и
компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого
предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов
действия и связанных с ними способов учебной деятельности, которые
обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Оценивание сформированности УУД должно осуществляться
комплексно, через все результаты оценивания освоения ООП: личностных,
метапредметных и предметных.

Следует помнить, что развитие личности учащегося- это движение от
предметных результатов (знания и умение учащихся их использовать в
учебном процессе), через метапредметные результаты (снабжают ученика
приемами использования универсальных действий в различных ситуациях) к
личностным результатам (формирование систем жизненных ценностей и
личностных смыслов человека).
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре
блока: Их вы содержание вы можете посмотреть на слайде
1) личностный- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях.
2) регулятивный - обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности, к ним относятся:
 Целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
 Планирование- определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
 Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
 Контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона;
 Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата;
 Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
 Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию и к преодолению препятствий.
3) познавательный- включают общеучебные, логические, а также постановку
и решение проблемы.
4) коммуникативный- обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Над формированием универсальных учебных действий работа строится на
протяжении всего обучения в школе.

Формирование УУД происходит на всех этапах образовательновоспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной
деятельности.
Сферой мониторинга педагога-психолога являются метапредметные и
личностные УУД.
Сейчас хочу познакомить или напомнить о том, как осуществляется
мониторинг УУД педагогом-психологом в 5-9 классах. Однако, сразу хочу
сказать, что мы осуществляем работу по новым ФГОС пока до 8-го класса.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию
состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет
оценить результативность осуществляемой деятельности и принять
своевременные и обоснованные решения.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение
объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности
универсальных учебных действий у
школьников основного общего
образования в условиях реализации федеральных государственных
стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности
УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и
проведения мониторинга уровня сформированностиУУД у обучающихся
5-9 классов;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки
качества результатов начального школьного образования и основного
общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня
сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Срок реализации 5 лет (ступень основного общего образования).
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование,
направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня
сформированности УУД на ступени основного общего образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе
мониторинга используются для оперативной коррекции учебновоспитательного процесса.
Методы сбора информации:
 анкетирование;
 тестирование;
 наблюдение;
 беседа.
I этап (5 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов
направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в
среднем звене школы. Особое значение придается созданиюусловий для
успешной социально-психологической адаптации к новой социальной
ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими
программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках
образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя
наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения,
самочувствие, тревожность.
1 четверть

Диагностичес
кий
минимум по
адаптации

2 четверть

Диагностик
а УУД
совместно
с
педагогами

3
четверть

4 четверть

Коррекцион
норазвивающа
я работа по
адаптации

Промежуточ
ная
диагностика
УУД

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной
на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному
процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с
родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с
основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с
педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и
реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу
педагогов на построение учебного процесса в соответствии с
индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися,
испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия
проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача –
настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему
требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у
учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления
межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь
учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого
направления может быть использована успешно апробированная программа
по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.

5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов
деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО,
планирование работы на следующий год.
IIэтап (6-8 классы)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со
стороны родителей учащихся и администрации образовательного
учреждения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения аналогичны этапам
работы с 5 –м классом.
В рамках II этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной
на выявление трудностей учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с
родителями школьников, направленной на ознакомление взрослых с
основными задачами и трудностями подросткового периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с
педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и
реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу
педагогов на построение учебного процесса в соответствии с
индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися,
испытывающими временные трудности. Занятия проводятся как в
индивидуальной, так и в групповой форме. В рамках реализации этого
направления может быть использована успешно апробированная программа
по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов
деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО,
планирование работы на следующий год.
IIIэтап (9 класс)
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных
на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего
образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на
определение у учащихся уровня сформированности универсальных
учебных
действий;
готовности
к
выбору
индивидуального
образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по
готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного

маршрута и планированию открытия соответствующих социальному
заказу профильных направлений.
Мониторинг проводится на основе «Банка психологических методик,
рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных
учебных действий у обучающихся 5-9 классов. По итогам мониторинга
педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для
учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.
Вашему вниманию предлагается банк методик, по диагностике УУД
(раздаточный материал)
Мониторинг осуществляется ежегодно с 5 по 9 класс в начале (стартовая
диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (апрель-май).
Бланк для фиксации (сводная таблица/ведомость) развития УУД.
УУД

ЛУУД
Самоопределение
Самооценка
Мотивация
учебной
деятельности
Нравственноэтическая
ориентация
РУУД
ПУУД
Универсальные
логические
действия
Постановка
и
решение
проблемы
КУУД
Коммуникация
как общение
Коммуникация
как кооперация
Коммуникация
как
условие
интериоризации

Уровень развития УУД на начало и конец
Динамика
года
развития
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к

При заполнении
способами:

таблицы

можно

пользоваться

следующими

двумя

1. Уровни: В (высокий), С (средний), Н (низкий)
2. Баллы: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла
(высокий уровень).
После проведения диагностики, результаты заносятся в данный бланк и по
их результатам можно разработать рекомендации для педагогов (см.
приложение №2)
Заложенные в Федеральном государственном образовательном
стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных
действий подчеркивают ценность современного образования- школа должна
побуждать учащихся принимать активную гражданскую позицию, усиливать
личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь
общества, способствовать формированию и развитию Личности
высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной,
воспитывающее
в
каждом
ребенке
человечность,
доброту,
гражданственность, творческое отношение к труду, бережное отношение ко
всему живому.

Приложение 1
Диагностический материал, который позволяет оценить УУД:
Класс
5
класс

6
класс

УУД
Личностные
Регулятивные
Тест
«Вербальная Методика «Выкладывания
диагностика
самооценки узора из кубиков»
личности»
Методика выявления уровня Тест Тулуз-Пьерона
нравственности
этической
ориентации (наблюдение)

Методика
диагностики
мотивации
учения
и
эмоционального отношения к
учению
Методика «Какой я?»
Методика по выявлению
уровня
самооценки
(Р.В.
Овчарова)
Методика
«Шкала
личностной тревожности»
Методика «Психологическая
культура личности « Т.А.
Огневой, О.И. Моткова
Тест
«Вербальная
диагностика
самооценки
личности»
Методика
диагностики
мотивации
учения
и
эмоционального отношения к
учению

Методика
задачи»

Методика
Равена»

Коммуникативные
матрицы Наблюдение

Методики
«Числовые
ряды
(5-й
субтест), «Аналогии» (6 субтест)
методики
определения
уровня
умственного развития для младших
подростков (ГИТ)
«Логические Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи
слова»

Методика «Выкладывания Методика
узора из кубиков»
Равена»
Тест Тулуз-Пьерона

Методика выявления уровня Методика
нравственности
этической задачи»
ориентации (наблюдение)
Методика «Какой я?»

Познавательные
«Прогрессивные

«Прогрессивные

Методика «Социометрия» Дж.
Морено

Диагностика
уровня
сформированности
коммуникативных
УУД
(методика М.А. Ступницой)

матрицы Наблюдение

Методики
«Числовые
ряды
(5-й
субтест), «Аналогии» (6 субтест)
методики
определения
уровня
умственного развития для младших
подростков (ГИТ)
«Логические Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи
слова»

Диагностика
уровня
сформированности
коммуникативных
УУД
(методика М.А. Ступницой)
Методика «Социометрия» Дж.
Морен

7
класс

8
класс

Методика по выявлению
уровня
самооценки
(Р.В.
Овчарова)
Методика
«Шкала
личностной тревожности»
Методика «Психологическая
культура личности « Т.А.
Огневой, О.И. Моткова
Анкета для обучающихся
Методика «Выкладывания Методика «Аналогии» ( 3 субтест
узора из кубиков»
методики «Школьный тест умственного
развития ШТУР)
Тест
«Вербальная Тест Тулуз-Пьерона
Методика «Классификации» (4 субтест
диагностика
самооценки
методики «Школьный тест умственного
личности»
развития ШТУР)
Методика
диагностики Методика «Исследование Методика «Обобщение» (5 субтест
мотивации
учения
и волевой саморегуляции» методики «Школьный тест умственного
эмоционального отношения к (Зверькова А.В., Эйдман развития ШТУР)
учению
Е.В.)
Методика выявления уровня Методика
«Логические Методика «Прогрессивные матрицы
нравственности
этической задачи»
Равена»
ориентации (наблюдение)
Методика «Какой я?»
Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи
слова»
Методика по выявлению
уровня
самооценки
(Р.В.
Овчарова)
Методика
«Шкала
личностной тревожности»
Методика «Психологическая
культура личности « Т.А.
Огневой, О.И. Моткова
Тест
«Вербальная Методика «Выкладывания Методика «Прогрессивные матрицы
диагностика
самооценки узора из кубиков»
Равена»
личности»
Методика
диагностики Тест Тулуз-Пьерона
Методика «Аналогии» ( 3 субтест теста
мотивации
учения
и
структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
эмоционального отношения к
учению

Наблюдение

Методика «Социометрия» Дж.
Морен
Диагностика
уровня
сформированности
коммуникативных
УУД
(методика М.А. Ступницой)

Наблюдение

Методика «Социометрия» Дж.
Морен

9
класс

Методика выявления уровня Методика «Исследование
нравственности
этической волевой саморегуляции»
ориентации (наблюдение)
(Зверькова А.В., Эйдман
Е.В.)
Методика «Какой я?»
Методика
«Логические
задачи»
Методика по выявлению
уровня
самооценки
(Р.В.
Овчарова)
Методика
«Шкала
личностной тревожности»
Методика «Психологическая
культура личности « Т.А.
Огневой, О.И. Моткова
Анкета
жизненного
и Тест Тулуз-Пьерона
профессионального
самоопределения
Тест
«Вербальная Методика «Исследование
диагностика
самооценки волевой саморегуляции»
личности»
(Зверькова А.В., Эйдман
Е.В.)
Методика
диагностики Методика
«Логические
мотивации
учения
и задачи»
эмоционального отношения к
учению
Методика выявления уровня
нравственности
этической
ориентации (наблюдение)
Методика «Какой я?»
Методика по выявлению
уровня
самооценки
(Р.В.
Овчарова)
Методика
«Шкала
личностной тревожности»
Методика «Психологическая
культура личности « Т.А.
Огневой, О.И. Моткова

Методика «Обобщение» (4 субтест теста Диагностика
уровня
структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
сформированности
коммуникативных
УУД
(методика М.А. Ступницой)
Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи
слова»

Методика
Равена»

«Прогрессивные

матрицы Наблюдение

Методика «Аналогии» ( 3 субтест теста Методика «Социометрия» Дж.
структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Морен

Методика «Обобщение» (4 субтест теста Диагностика
уровня
структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
сформированности
коммуникативных
УУД
(методика М.А. Ступницой)
Методика Л.Ф. Тихомировой «Исключи
слова»

Приложение 2
Рекомендации для педагогов.
Познавательные УУД
Показатель
Низкий
уровень

Статус
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно;
особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме.
Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной
обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и еѐ результативность выражено
снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ, а необходимость
предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать».
Не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что
допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне
работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Рекомендации учителям
Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым
контролем ее усвоения. При
интеллектуальной
обработке
информации
необходима
значительная обучающая, организующая и стимулирующая
помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического
мышления, формировать представления об эталоне работы и
критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства
учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средний
уровень

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных
разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая,
организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще
всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует
самостоятельно нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может
аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку
своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую
помощь. Необходимо развивать способность действовать
рациональными способами, умение аргументировать свою
позицию,
обосновать
полученный
результат.
Следует
совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Высокий
уровень

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого Желательно поощрять творческий подход к решению учебных
предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интел-й обработке учебного задач, развивать познавательный мотив.
материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат
работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде
случаев может действовать оригинальным, твор-м способом. Способен дать развернутый ответ и
обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную
оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.

Регулятивные УУД
Показатель
Низкий
уровень

Статус

Рекомендации учителям

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана;
уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично.
Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого.
Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат,
допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая
помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной
деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово
сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении
работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный
результат с эталоном, находить и исправлять допущенные
ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно
показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею
воспользоваться.

Средний
уровень

Высокий
уровень

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом
планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд
сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации
плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая
работу, не всегда добивается результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее
убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае
необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая
к работе, заранее планирует свои дей-я или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами
работы. В случае необх-ти уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно
придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую
последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного
результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться
за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Нужно оказать учащемуся организующую стимулирующую
помощь. Необходимо развивать навыки планирования
собственной деятельности и способность действовать в
соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм
работы. Также следует формировать более четкие представления
об эталоне работы и критериях ее оценки. и
Следует развивать самостоятельность в учебной работе,
поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные
способы организации собственной работы.

Коммуникативные УУД
Группа
Низкий
уровень

Статус
Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на
обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В
ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную
позицию и гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе
не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и
особенностей ситуации общения.

Средний
уровень

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к
нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно
формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять
ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает
некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Высокий
уровень

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Рекомендации учителям
Необходимо развивать приемы участия в дискуссии,
формировать способность обосновывать свою позицию в споре,
видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею,
удерживать социальную дистанцию в ходе общения со
взрослыми и сверстниками.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать
свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на
поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии
способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее.
Следует работать над умением соблюдать социальную
дистанцию в общении.
Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, Не нуждается в специальной работе по
формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою развитию коммуникативных навыков.
позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради
успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.


Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».