Как правильно составить характеристику на ученика школы (рекомендации)

01.01.2017

План характеристики  

 

Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты: 

1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья;

2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту. Если ребенок занимается спортом, - указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики;

3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние. Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье получает школьник (положительное илиотрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи;

4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности;

5. Интелектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник - зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность - умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общих учебных умений. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь;

6. Особенности темперамента. Здесь описываются преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника. Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость - впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности;

7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, насколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями;

8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Так же оценивается отношение к коллективной жизни класса:проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Какого его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли придти на помощь товарищам.

9. Уровень притязаний и самоотценка показывают, на сколько ученик стремитьсязанять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается насколько самоотценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.

10. Морально-этические качества отражают общепринятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушению правовых норм. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со  сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить близкого в сложной ситуации тоже излагается здесь.

Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.

Конечно в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если оно есть) стоит расписывать подробнее.

 

Примерные показатели социального развития подростка (используется для написания характеристики)

1. Наличие положительных жизненых планов и профессиональных намерений:

  • профессиональные намерения отсутствуют из-за негативного отношения к труду;
  • планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
  • планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
  • профессиональные планы и намерения выражены четко.

 Хочу такой сайт

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

  • отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
  • к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
  • отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
  • отношение сознательное, добросовестное, проявляется интерес к изучению предметов.

 

3. Отношение к педагогическим воздействиям:

  • резкая, грубая форма непринятия;
  • непринятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, упрямства;
  • избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;
  • к замечаниям склонен прислушиваться;
  • чутко реагирует на замечания, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

 

4. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников:

  • открытое непринятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
  • в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
  • равнодушное, безразличное отношение к нарушителям норм общественной морали и права, "нейтральность" ценностно-нормативных представлений;
  • способен различать "плохие" и "хорошие" поступки и поведение, осуждать и одобрять их;
  • активное непринятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

 

5. Отношение к окружающим:

  • проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным;
  • способность совершать жестокие поступки "за компанию", под влиянием других;
  • равнодушие, невнимательность в отношениях с одноклассниками, товарищами;
  • сопереживание по отношению к близким, родным;
  • высоко развита действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим людям.

 

6. Внешняя культура поведения:

  • неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
  • безраличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
  • аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения.

 

7. Отношение к алкоголю:

  • злоупотребление, либо регулярное потребление;
  • эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;
  • нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещества;
  • осознаный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя;
  • активная позиция в борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков.

 

8. Отношение к курению:

  • закрепившаяся привычка к курению;
  • эпизодическое курение;
  • воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
  • осознанный, самостоятельный отказ от курения;
  • активное непринятие курения как в отношении себя, так и в отношении своих товарищей.

 

9. Отношение к сквернословию:

  • сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах;
  • эпизодическое сквернословие;
  • избегание нецензурных выражений;
  • активное непринятие сквернословия;
  • высокая культура речи, богатый лингвистический вкус.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.10.2020

Дата обновления: 02.10.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».